Вторник,
26 октября 2021, 10:20
В СМИ активно обсуждается законопроект № 5655 о системном реформировании градостроительной сферы.
Позиция заинтересованных сторон известна. Позволю себе обратиться к участникам дискуссии со стратегическим предложением: давайте исходить из презумпции взаимной добропорядочности.
Важность этого предложения в том, что оно позволяет перевести обсуждение в конструктивную плоскость. Когда такое обсуждение ведется:
- Прагматически. С пониманием того, что у каждой стороны объективно имеются свои интересы, которые она будет защищать. Но есть и общая цель — регулирование проблемных моментов общественно важной отрасли.
- Реалистично. Идеальные модели существуют лишь на бумаге, а в реальной жизни есть лишь один критерий эффективности: получила ли отрасль новый толчок к развитию?!
- Гибко. Исходя из того, что все проблемы одновременно решить невозможно. Тогда как практика применения новых отношений сама подскажет новые варианты и направления их дальнейшего совершенствования.
Альтернативой презумпции добропорядочности является обсуждение в стилистике взаимных подозрений и обвинений. Когда у обычного гражданина может сложиться впечатление, что градостроительная отрасль — прибежище для мошенников. Где архитекторы бредят идеей тотального контроля, застройщики, напротив, стремятся к абсолютной бесконтрольности, а чиновников интересует лишь создание коррупционных «кормушек».
Разумеется, мы живем в реальном мире, в котором негативные явления существуют и предупреждать их необходимо. Однако законы пишутся прежде всего для тех, кто хочет честно работать, заботясь о законных доходах и чистой репутации. Поэтому в своем кратком предыдущем анализе новой модели градостроительного контроля я буду исходить именно из этих соображений.
Итак, мои выводы следующие.
- Новая модель градостроительного контроля прогрессивная, рабочая и перспективная. Благодаря цифровизации она существенно влияет на процесс. Тогда как введение института частных контролеров обеспечивает право выбора. А там, где есть выбор, всегда есть прогресс и развитие.
- Идеологический фундамент новой модели требует практической проверки. Политика децентрализации — дело безусловно полезное и прогрессивное. Но есть риск замены одного огромного «монстра» ГАСИ на сотни мелких, но не менее вредных «монстров» на уровне отдельных громад и населенных пунктов.
- Модель требует доработки на этапе подготовки законопроекта 5655 ко второму чтению. В частности, наличие различных процедур контроля со стороны частных контролеров и исполнительных органов местного самоуправления усложняет общую систему контроля.
Реформа системы градостроительного контроля нуждается в дальнейшем совершенствовании. Градостроительной деятельности необходимы прозрачные и однозначные правила и процедуры, по которым можно строить и осуществлять контроль за строительством. Таким образом, дальнейшее развитие отрасли будет напрямую зависеть от того, насколько быстро она получит обновленный Градостроительного кодекс.
Владимир Зубик, президент Ассоциации предприятий-строителей «Интергал-Буд»