Фото: kyivmaps.com
Больше всего от ограничений пострадают рестораны и развлекательная часть.
С 1 ноября ритейлеры приобретают новый опыт – работать в условиях локдауна, при котором ТРЦ и магазины не закрыты, но подлежат ряду ограничений. В частности, разрешено посещение ТРЦ лицами, не достигшими 18 лет, без сопровождения взрослых, имеющих отрицательный ПЦР-тест на COVID-19 или экспресс-тест на определение антигена сроком действия 72 часа, или «зеленый» COVID-сертификат, или документ о выздоровлении. В сравнении с другими годами до пандемии, в аналогичный период доходность была на порядок выше.
Операторы рынка признаются, что последствия таких нововведений трудно предсказать. Впрочем, учитывая совсем небольшое количество вакцинированных людей, понятно, что посещаемость ТРЦ и обороты ритейлеров будут падать. При этом, в отличие от предыдущих локдаунов, магазины останутся открытыми, ТРЦ будут работать в штатном режиме и, соответственно, будут нести полноценные операционные расходы.
По словам ведущего эксперта Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости Игоря Заболоцкого, рост заболеваемости COVID-19 и новые ограничения в работе однозначно повлияют на товарооборот ритейлеров и усложнят работу самих объектов.
«Трафик ТРЦ будет демонстрировать более низкие показатели, чем до введения ограничений, особенно учитывая последние официальные данные о количестве вакцинированного населения Украины, которое на данный момент составляет лишь 18,02% (7 449 818 человек). Это, в свою очередь, приведет к снижению посещаемости и, вероятнее всего, каждый визит в ТРЦ будет еще более сознательным и целевым», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, управляющие структуры ТРЦ будут вынуждены вносить изменения в пропускную систему. В качестве примера, вероятно, потребуется создание 1 — 2 пропускных пунктов, на которых будет происходить усиленная проверка подтверждающих документов на наличие вакцины или действующих ПЦР-локтестов.
Впрочем, в ТРЦ еще не понимают до конца, как будет работать контроль клиентов, и будут ли в частности облавы с проверкой посетителей.
«У нас всегда жесткость законов компенсируется их слабым исполнением. Неизвестно, как это будет работать на деле. Особенно важно, будут ли «налеты» правоохранителей с проверкой сертификатов и тестов. По результатам первых дней будет ясно, как жестко будет контролироваться соблюдение норм», — отметил в комментарии управляющий директор торгового центра «Шоколад» Эдуард Бразас.
В ограничениях указывается, что ответственными за соблюдение требований являются сотрудники ТРЦ. Хотя «арендаторам и их сотрудникам трудно понять: к ним заходит клиент, которого ты должен обслуживать, или человек, которого ты должен контролировать. «Эти несвойственные функции контроля и принуждения могут стать «узкой» зоной для конфликтов», считает эксперт.
Подготовка к локдауну со стороны операторов коммерческой недвижимости велась раньше времени. Ведь все понимают, что рынок существенно просядет, хотя и не так, как полтора года назад во время локдауна, когда все замерло. Но уже есть опыт и внутреннее понимание, что и как делать. Именно для этого на территории центров были открыты пункты вакцинации и экспресс-тесты. Сами ТРЦ поставили задачу вакцинировать всех своих сотрудников.
«ТРЦ не хотят терять посетителей и постараются создать условия, чтобы не было неудобств их посетителям. Самый простой способ – вакцинировать всех, кого можно. Как руководитель ТРЦ мы также заранее продумали этот вопрос — весь персонал вакцинирован. Во-вторых, необходимо провести разъяснительную работу с арендаторами. Третье – переложить ответственность на арендаторов», — заявил Бразас.
Анализируя прошлые периоды локдаунов, операторы рынка предполагают, что наибольшие потери из-за ограничений несут сегменты развлечений и ресторанов, а направление услуг доставки, скорее всего, будет наиболее востребованным.