Как избежать мошенничества ГАИ при оформлении ДТП

p_37430_1_gallerybig[1]

Оформляя ДТП, инспекторы ГАИ прежде всего руководствуются жаждой личной наживы. Для этого они не в полном объеме составляют первичные материалы ДТП и практически никогда не заполняют сопутствующих документов. Доходит до того, что у них нет соответствующих бланков, они не могут заполнить акты и протоколы, а то и вовсе не осознают, какие документы должны быть составлены. Выгода очевидна. Составляя протоколы вдали от посторонних глаз, сотрудники милиции могут на свое усмотрение манипулировать всеми участниками ДТП. Любые учтенные или неучтенные детали в схеме ДТП могут перевесить чашу весов как в одну, так и в другую сторону. Отсутствие обязательных фото- видеоматериалов превращают необузданную фантазию милиционеров в неоспоримые доказательства. С учетом штата «свидетелей» ГАИ любое дело можно нарисовать с чистого листа или угробить на корню.


Удовлетворяя свои непомерные аппетиты, ГАИ Одессы ушли далеко вперед — каждое ДТП сопровождается незаконной доставкой автомобилей на штрафплощадки. Помимо дополнительного дохода, штрафплощадка несет в себе еще и психологическое воздействие, делая водителя более сговорчивым. Ведь владелец авто готов пойти на все, лишь бы вернуть автомобиль, потому и подпишет любую бумагу и заплатит любую сумму. Не стало исключением ДТП, о котором ниже пойдет речь. Инспекторы ГАИ настолько уверовали в свою безнаказанность, что напрочь забыли, как именно происходит процедура оформления ДТП, процедура задержания транспортных средств и доставки их на штрафплощадку.
Однако, на этот раз нечистым на руку милиционерам не удалось угнать автомобили.

Один из участников ДТП заподозрил неладное в действиях инспекторов ГАИ, оформлявших ДТП, потому обратился за помощью к одному из участников проекта АКТИВИСТ. Ситуация действительно оставляла желать лучшего: у всех четверых участников ДТП были изъяты водительские удостоверения, взамен выданы временные с отметкой о вменении каждомуст.124 КУпАП. Протоколов об изъятии документов никто не составил. Наготове стояли четыре эвакуатора в ожидании погрузки автомобилей, хотя повреждения автомобилей были явно незначительные — они все могли уехать самостоятельно. Ознакамливать с материалами участников ДТП инспекторы не торопились, но водители и не сопротивлялись — каждый из них лишь недовольно что-то бурчал себе под нос.
Оформлением ДТП занимались два капитана, в качестве группы поддержки у них состояли трое эвакуаторщиков. Оценив расстановку сил, активист понял, что одному ему не управиться, потому на помощь вызвал ребят для психологической поддержки. Увещевания достигли цели и капитанам пришлось выполнить законные требования — автомобили не были отправлены на штрафплощадку, участникам ДТП предоставили возможность ознакомиться с материалами дела. Как это происходило, можно посмотреть в представленном видеосюжете.

Чтобы избежать подобных ситуаций, АКТИВИСТ настоятельно рекомендует не надеяться на порядочность инспекторов ГАИ, оформляющих материалы ДТП, важно заставить их выполнить требования действующего законодательства.
Право на ознакомление с материалами дела имеет любой участник ДТП. С той лишь разницей, что виновнику ДТП это право предоставлено статьей 268 КУпАП, потерпевшему — статьей 269 КУпАП. Ограничений по месту и способу ознакомления административный кодекс не предусматривает, потому нет необходимости верить на слово гаишникам, которые отсылают в суд или запрещают фотографировать. Никаким нормативным документом гражданину не запрещено что-либо или где-либо фотографировать. Что же касается ДТП, фотографировать нужно в обязательном порядке все документы, относящиеся к делу.
В общем случае к материалам дела относятся схема ДТП, пояснения водителей, протоколы об административных правонарушениях и показания свидетелей. К составлению этих документов и ознакомлению с ними нужно отнестись с особенной тщательностью, потому что на их основании и будет впоследствии вынесено решение.
Не стоит упускать из виду обязанность инспекторов ГАИ производить фото- видеофиксацию последствий ДТП, оговоренную пунктом 27.9 Инструкции по вопросам деятельности ДПС ГАИ
27.9. 3 метою запобігання конфліктним ситуаціям, об’єктивного розгляду справ, а також як допоміжний засіб для попередження протиправних дій та розкриття правопорушень допускається використання фото-, кінозйомки, відеозапису та звукозаписувальної техніки, а під час оформлення матеріалів ДТП воно є обов’язковим.
Изъятие удостоверения водителя производится лишь в случае, если за нарушение водителем Правил дорожного движения может быть наложено взыскание в виде лишения права управления транспортным средством. Про временное изъятие водительского удостоверения должна быть внесена запись в протокол об административном правонарушении. Основания и процедура изъятия В/У изложены в статье 265-1 КУпАП и в Порядке временного изъятия удостоверения водителя.
Транспортное средство тоже не может быть изъято на основании одной только прихоти инспектора ГАИ. Кодексом Украины об административных правонарушениях оговорены случаи, когда автомобиль может быть доставлен на штрафплощадку: управление незарегистрированным транспортным средством или с перебитыми номерами агрегатов, использование незарегистрированных мигалок, езда без документов или в пьяном виде, незаконная перевозка опасных грузов или нелегалов. Таким образом, ни совершение ДТП, ни ст.124 КУпАП не предполагают изъятие автомобиля. Подробно данный вопрос описан в статье 265-2 КУпАП и в Порядке временного задержания транспортных средств.
Используя эти нехитрые рекомендации, вы сможете уберечь себя не только от неправомерных посягательств со стороны инспекторов ГАИ, но и подготовить почву для обеспечения свей невиновности в ДТП. Однако, не стоит рассчитывать на податливость милиционеров, иногда нужно побороться за свои права, как это показано на видеозаписи.